История дороги

Приволжская железная дорога – одна из старейших магистралей России 

История 1История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с июля 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова.

В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Дореволюционная Рязано-Уральская ж.д. связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. Общая длина ее путей составляла 4377 верст. История 2

В 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паровая паромная железнодорожная переправа через Волгу. Позже, в 1935 году, здесь был возведен железнодорожный мост – крупнейший мост первой пятилетки.

Годы революции и Гражданской войны нанесли Рязано-Уральской железной дороге громадный ущерб, но к 1925 году ее паровозный парк был полностью восстановлен.

В 30-е годы дорога технически развивалась и вооружалась. К 1941 году выполняемые дорогой перевозки в четыре раза превзошли уровень 1913 года.

Строительство Волжской рокады во время Великой Отечественной войны позволило обеспечить стратегически важные перевозки к Сталинграду и на Кавказ. Железнодорожники с честью выдержали тяжелейшие испытания военных лет, восстановили разрушенное хозяйство, дали импульс техническому развитию магистрали.

В 1953 году Рязано-Уральская и Сталин­градская железные дороги были объ­единены в одну – Приволжскую.

История 3В своих современных границах магистраль охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. ПривЖД включает в себя три отделения: Саратовское, Волгоградское и Астраханское.

Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Ура­лом, Средней Азией и Сибирью.

Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север – Юг", который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

Со станций Приволжской магистрали отправляются важные для экономики страны грузы: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения…

История 4Ежегодно в регионах обслуживания дороги услугами железнодорожного транспорта пользуются миллионы пассажиров. На ПривЖД формируется международный поезд Саратов – Варна, фирменные поезда "Саратов" и "Лотос". На пригородных направлениях курсируют современные электропоезда и рельсовые автобусы.

В октябре 2003 года было создано ОАО "Российские железные доро­ги", в состав которого Приволжская магистраль вошла в качестве филиала. 1 октября 2003 года произошло событие, знаковое для дороги и Компании в целом – заложено первое, "серебряное" звено рельсошпальной решетки от станции Яндыки к порту Оля на Северном Каспии. С окончанием в июле 2004 года строительства этого пути завершилось формирование железнодорожной части МТК "Север – Юг" на российской территории.

В 2004 году на 1490 км линии Москва – Астрахань была открыта первая, а в 2005 году – вторая очередь нового железнодорожного мостового перехода через реку Бузан. История 5

В 2006 году начала свою производственно-финансовую деятельность одна из первых в России пригородных пассажирских кампаний – ОАО "Волгоградтранспригород" – с долевым участием ОАО "РЖД" и администрации Волгоградской области.

2007 год – год празднования 170-летия железных дорог России – также ознаменован для многотысячного коллектива Приволжской железной дороги важными производственными достижениями.

История 6В мотор-вагонном депо Анисовка открыт современный ремонтный комплекс с экологически чистой мойкой для электропоездов.

Проведена масштабная реконструкция Саратовской дорожной технической школы, оборудован уникальный учебный полигон, открыто дополнительное общежитие на 240 мест.

С 2004 по 2007 год велось строительство сплошных вторых путей на участке Сенная – Сызрань и вторых перегонных путей на участке Саратов – Петров Вал. С завершением этого строительства на всем направлении от Сызрани до Волгограда создан мощный двухпутный полигон для беспрепятственного пропуска предъявляемых объемов грузовых и пассажирских перевозок в направлении Северо-Кавказского региона и портов Азово-Черноморского транспортного узла. История 7

Работы по электрификации от станции Громово до станции Сенная проводились с начала 2008 года и уже в октябре были завершены. В торжественной церемонии открытия двухпутного электрифицированного участка Сенная – Сызрань приняли участие президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, губернатор Саратовской области Павел Ипатов, представители законодательной и исполнительной власти региона. Таким образом, инвестиционный проект "Электрификация участка Сызрань – Сенная Куйбышевской и Приволжской железных дорог со строительством второго главного пути" полностью реализован.

С введением вторых электрифицированных путей на участке Сенная – Сызрань весь главный грузовой ход Приволжской железной дороги от Сызрани до Волгограда и далее до Новороссийска был переведен на электровозную тягу. Грузовые поезда, которые раньше следовали из Сибири и Урала в порты Северного Кавказа через Юго-Восточную дорогу, проходят через Приволжскую магистраль. Это самый короткий ход, соединяющий промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна.

На сегодняшний день в число наиболее приоритетных инфраструктурных проектов на Приволжской магистрали входят "Комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская" и "Комплексная реконструкция участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла".

Реализация проекта Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская позволит увеличить пропускную способность на участке Приволжской магистрали, являющемся частью международного транспортного коридора "Север-Юг".

Комплексная реконструкция участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская необходима для развития направления Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел, что также позволит использовать удлиненные плечи обслуживания локомотивных бригад.

За последние годы на Приволжской магистрали была проделана большая работа по совершенствованию технологических процессов перевозок, внедрению ресурсосберегающих технологий, обновлению и развитию средств железнодорожной автоматики и телемеханики, информатизации и телекоммуникации, модернизации подвижного состава и путевой техники.

 

Здание управления Приволжской железной дороги

История 8Управление РУЖД было построено в начале XX века на территории современного Волжского района города Саратова.

20 мая 1893 года Городская Управа и Комиссия по отчуждению земель под железную дорогу, исходя из постановлений Городской Думы и воспользовавшись пребыванием в Сара­тове Председателя Правления АО РУЖД Ивана Евграфовича Ададурова, просила Н.П.Фролова, замещавшего место Городского Головы, решить вопрос перевода в Саратов Управления РУЖД. И.Е.Ададуров согласился, если отчуждение земли состоится безвозмездно, однако этого не произошло.

В течение 1904 года в Саратове шла дискуссия о строительстве, так как Правление АО РУЖД уже собиралось перевести Управление РУЖД в Москву. Общество купцов и мещан Саратова, обеспокоившись потерей сотен арендаторов квартир и просто покупателей – представителей среднего класса: инженеров и техников железной дороги, заказало проект здания Управления. В середине 1905 го­да проект был готов. Общество купцов и мещан Саратова решило сломать Старый Гостиный двор, чтобы освободить место под строительство здания. 21 мая 1905 года "Саратовский дневник" сообщил, что "Городской архитектор А.М.Салько изготовил чертежи здания РУЖД – 4-этажное, взял 400 руб.".

В начале августа 1905 года в Строительное Отделение Губернского Правления был подан рапорт купеческого старосты с приложением проекта и сметы на постройку на месте Старого Гостиного Двора здания для РУЖД. Были представлены планы 1-й очереди строительства с фасадами, выходившими на Московскую улицу, Старо-Соборную (ныне Музейная) площадь и Часовенную (Челюскинцев) улицу. Протоколом Строительного отделения Губернского Правления №233 от 12 августа 1905 года проект был утверждён.

В "Саратовском вестнике" от 14 августа и 1 сентября 1907 года появились заметки о том, что 12 августа 1907 года состоялась закладка здания Управления РУЖД.

Срок строительства был выдержан, и 1 октября 1909 года в здании РУЖД состоялся молебен по поводу перехода многих отделов и служб в новое помещение.

К 1 октября 1910 года в Обществе купцов и мещан был практически решён вопрос о строительстве 2-й очереди здания. План и смету на постройку выполнил тот же А.М.Салько.

Строительное отделение Губернского Правления своим Протоколом №589 от 28 ноября 1911 года утвердило проект пристройки к существующему дому Общества для помещения Управления РУЖД по Часовенной улице.

История 9О закладке "…дополнительного здания РУЖД на Пешем базаре" сообщил "Саратовский вестник" 2 сентября 1912 года.

В феврале 1914 года все остальные службы Управления РУЖД были переведены в отстроенную часть здания. В номере от 17 апреля 1914 года "Саратовский вестник" подвёл итоги: "Построена 2-я очередь здания РУЖД".

В 2009 году здание управления Приволжской железной дороги отметило 100-летний юбилей.

Построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале XXI века сохранило свой неповторимый архитектурный облик. Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади. Однако пятиэтажное здание с украшенными лепкой фасадами не подавляет площадь своей массой, а органично включается в её ансамбль, сообразуясь со стилистикой и пропорциями соседних зданий, и, прежде всего, Свято-Троицкого собора. История 10

Управление имеет два основных входа – со стороны Музейной площади и со стороны улицы Московской, но главным фасадом все же считается юго-восточный, обращенный на собор. Фасады пятичастны, с тремя легкими ризалитами – центральным и боковыми. Углы здания срезаны в плане, в верхнем этаже надстроены башни и парапеты, акцентирующие углы.

Современное цветовое решение фасадов соответствует первоначальному замыслу контраста между красным цветом стен и белым декором.

В наше время в здании управления расположены службы, координирующие работу ведущих хозяйств Приволжской железной дороги.

screenRenderTime=2