ПривЖД в годы Великой Отечественной войны

В истории человечества бывают события, память о которых живет вечно. Они оказывают огромное влияние на развитие судеб, стран и народов. Таким событием явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Одна из самых ярких ее страниц – героическая оборона Сталинграда, которая стала переломным моментом войны.

Сталинград 1В январе 1942 года вступила в строй почти 180-километровая линия Сталинград-Владимировка (Ахтуба), связавшая город с идущей по левому берегу Волги Рязано-Уральской железной дорогой. В том же году скоростными методами была проложена Волжская рокада – 340-километровая магистраль, соединившая Сталинград с Саратовом. Практически одновременно с ней в эксплуатацию была введена 350-километровая линия Астрахань – Кизляр. Сейчас трудно представить снабжение войск, участвовавших в Сталинградской битве без этих линий.

В июле-августе 1942 года на дальних подступах к Сталинграду развернулись ожесточенные бои. Снабжение сражающихся войск проходило по правобережным линиям: Поворино-Арчеда, Петров Вал-Иловля, Тихорецкая-Сталинград и по левобережной магистрали Саратов-Верхний Баскунчак-Паромная. В июле враг занял линию Сталинград-Лихая, а 30 июля перерезал линию Сталинград-Сальск, захватив станцию Ремонтное. В августе 1942 года в Предкавказье было сосредоточено большое количество наших войск, которые по Каспию доставлялись в Астрахань, а оттуда по железной дороге к Сталинграду.

Сталинград 2Сталинградские железнодорожники находились непосредственно на переднем крае обороны - Сталинградский узел принимал на себя огромный поток грузов. С каждым днем фашистская авиация усиливала бомбовые удары. Положение еще осложнялось и тем, что на станциях Сталинградского узла при нормальном рабочем парке в 3 тысячи вагонов, их скопилось 19 тысяч. Для повышения пропускной способности силами опытных рабочих и инженеров было построено 20 новых разъездов.

С октября 1942 года по февраль 1943 года было построено шесть железнодорожных веток протяженностью около 1 160 км и восстановлено 1 958 км пути, выстроены заново и отремонтированы 293 железнодорожных моста.

Вражеские самолеты подвергали непрерывным атакам с воздуха не только Сталинградский узел, но и другие железнодорожные станции. 786 налетов совершила фашистская авиация на недавно построенные объекты магистрали – станции Ахтуба, Верхний Баскунчак и др. Но, несмотря на это, железнодорожники самоотверженно выполняли свой долг. Только с августа по октябрь было отправлено в районы сражений на Волге 16 тыс. цистерн с горючим.

К фронту поезда шли непрерывно. Никакого способа связи со станциями не было. Машинистам выдавали предупреждения, что впереди отправлен поезд с интервалом 10 минут, и паровозные бригады обеспечивали безопасное движение круглосуточно.

В конце осени 1942 года фронтовой участок Рязано-Уральской железной дороги принимал под выгрузку свыше 30 поездов в сутки, что в 10 раз превышало предвоенный уровень. Только за период Сталинградской битвы на фронт было доставлено 300 тысяч вагонов с боевой техникой и боеприпасами.

Сталинград 3Тяжелейшие бои завершились 2 февраля 1943 года, когда в подвалах центрального универмага Сталинграда сдались остатки северной группы фашистских войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Восстановление железнодорожной инфраструктуры началось сразу же после окончания битвы. Работы велись ускоренными темпами и уже 14 марта 1943 года на станцию Сталинград-I прибыл первый пассажирский поезд, а в июле – Сталинградский узел вышел на довоенную мощность.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество большая группа железнодорожников была награждена орденами и медалями "За оборону Сталинграда".

screenRenderTime=1