Публикации

31.01.2017Железнодорожник Поволжья

Сберегли миллионы

Инновации позволяют приволжанам экономить топливно-энергетические ресурсы

Сорокин

В период кризиса и роста цен на энергоносители особую значимость в компании приобретает экономия топливно-энергетических ресурсов. Благодаря правильному планированию и рациональному расходованию ТЭР на тягу поездов в 2016 году в границах Приволжской железной дороги было сэкономлено свыше 102 миллионов рублей. За счёт чего это стало возможным, рассказывает начальник топливно-энергетического центра Приволжской железной дороги Александр Сорокин.

– Александр Борисович, насколько мне известно, основная доля топливно-энергетических ресурсов в компании расходуется именно на тягу поездов. За счёт каких резервов локомотивщикам удалось сэкономить ТЭР в 2016 году?

– Согласно статистике, сегодня на долю локомотивного хозяйства приходится 82 процента от всего объёма потребляемой в компании электроэнергии и 90 процентов дизельного топлива.

В 2016 году в структурных подразделениях Приволжской дирекцией тяги были достигнуты положительные результаты в деле сокращения потребления ТЭР. Экономия сложилась в том числе и за счёт реализации ряда организационно-технических мероприятий, а также внедрения электронных систем учёта и контроля топливно-энергетических ресурсов. Например, в эксплуатационном локомотивном депо Саратов-Пассажирское за счёт внедрения электронных систем управления впрыском топлива на тепловозах серии ЧМЭ-3 было сэкономлено 194 тонны дизельного топлива, что соответствует 5,4 миллиона рублей.

– Поясните, как работает данная система?

– Электронная система впрыска топлива предназначена для автоматического поддержания заданной частоты вращения коленчатого вала дизеля. Проще говоря, она позволяет снижать обороты двигателя на холостом ходу. Система не только исключает неравномерность подачи топлива по цилиндрам, но и стабилизирует процесс впрыска топлива в цилиндры. И если до внедрения электронной системы впрыска топлива число оборотов на холостом ходу составляло 630 – 660 оборотов в минуту, то сейчас – порядка 340.

– Сколько локомотивов в границах Приволжской магистрали уже оснащено системой ЭСУВТ?

– На Приволжской железной дороге данная система появилась относительно недавно. В прошлом году было модернизировано 24 тепловоза серии ЧМЭ-3. Все они приписаны к эксплуатационному локомотивному депо Саратов-Пассажирское.

Помимо вышеуказанной системы, на данном предприятии, а также в эксплуатационном локомотивном депо Волгоград-Пассажирское в 2016 году внедрялась бортовая унифицированная микропроцессорная система автоведения УСАВП (Т). У данного программно-аппаратного комплекса есть очень много плюсов. Однако для нас самое главное, что он позволяет управлять тягой локомотивов в режиме энергооптимального графика. Система работает с расчётом оптимальных алгоритмов распределения ТЭР.

Эту инновацию можно сравнить с автопилотом, который встречается в авиации. Машинист нажимает кнопки в определённой последовательности, и техника берёт всё управление на себя.

Остаётся добавить, что УСАВП (Т) даёт возможность с высокой точностью выполнить график движения. Именно поэтому данная система позволила запустить проект по переводу пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения и обеспечение автоматизированного управления с расчётом оптимальных расходов топливно-энергетических ресурсов.

На настоящий момент микропроцессорной системой автоведения оборудовано 74 электровоза серии ЭП-1 и 51 тепловоз серии ТЭП-70.

– Где сегодня встречаются наибольшие потери ТЭР?

– В период низких температур одна из самых энергозатратных статей непроизводительных расходов ТЭР на тягу поездов – это простой локомотивов в так называемом "горячем" состоянии. Прогретые до необходимой температуры локомотивы простаивают в основных депо и пунктах оборота в ожидании работы. Сотрудники локомотивных бригад обязаны поддерживать оптимальную температуру в ДГУ (дизель-генераторной установке), чтобы техника и вместе с ней всё оборудование локомотива не замерзали. Так вот, за счёт реализации целого ряда организационно-технических мероприятий в 2016 году нам удалось снизить общую продолжительность "горячего" простоя на 47 тысяч часов. Это позволило сэкономить 574 тонны дизельного топлива и 421 тысячу киловатт-часов. В денежном выражении экономия составила порядка 21,4 миллиона рублей.

– Сколько ресурсов было сэкономлено в других хозяйствах? Ведь сотрудники локомотивного комплекса Приволжской магистрали хоть и основные, но далеко не единственные потребители ТЭР.

– Наряду с дизельным топливом и электроэнергией, значительная часть ТЭР расходуется на теплообеспечение перевозочного процесса и освещение. Так, в соответствии с установленными целевыми показателями в прошлом году в стационарной энергетике нам удалось сэкономить энергоресурсов на сумму более 70 миллионов рублей.

Только за счёт оптимизации режимов работы и модернизации систем отопления стационарных объектов ОАО "РЖД" было сэкономлено 37,9 миллиона рублей, а в результате оптимизации работы технологического оборудования – 8,6 миллиона рублей. Ещё порядка 5,3 миллиона сберегли за счёт повышения энергетической эффективности объектов инфраструктуры и технологических процессов.

Эффект от применения энергоэкономичных светильников, внедрения светодиодной техники, оптимизации режимов работы систем освещения вокзальных комплексов, парков станций, производственных и административных зданий и складских помещений составил 18,7 миллиона рублей.

– Насколько я помню, сопоставимую сумму труженики Приволжской магистрали сэкономили по итогам 2015 года. Но ведь сокращать потребление энергоресурсов до бесконечности невозможно! Существует ли какой-то предел?

– Действительно, с каждым годом экономить становится всё сложнее, хотя определённые резервы у нас всё ещё есть. В соответствии с заданием правления ОАО "РЖД" в 2017 году в целом по сети необходимо будет сэкономить 180 тысяч тонн условного топлива. Что примечательно, это фактически вдвое меньше плана на 2016 год. Как отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Александрович Гапанович, благодаря реализованным проектам резервы экономии ТЭР в компании уменьшились. Сегодня то же самое можно сказать и про полигон Приволжской железной дороги.

Алексей Шмалей

Версия для печати
screenRenderTime=10