Публикации

24.11.2016Железнодорожник Поволжья

"Окно" в будущее

На Приволжской создаются предпосылки для появления информационно-управляющей системы нового поколения

Рудой

На Приволжской железной дороге инициирована большая работа по развитию единой многофункциональной платформы, способной поднять на новый уровень качество оперативного управления единым перевозочным процессом и его функциональными направлениями организации и обеспечения перевозок. Подробнее об очередной инновации приволжан рассказывает Александр Рудой, начальник службы корпоративной информатизации Приволжской железной дороги.

– Александр Валентинович, ни для кого не секрет, что с момента образования компании ОАО "РЖД" на дороге проводится большая работа по внедрению и развитию информационных технологий. Сегодня Ваша служба совместно с другими подразделениями полигона Приволжской магистрали и НИИАС работает над развитием уникальной платформы – "Табло эксплуатационных показателей", способном объединить информационные потоки целого ряда информационных ресурсов ОАО "РЖД". С какой целью всё это делается и на что в итоге будет способна эта программа?

– Во-первых, "Табло эксплуатационных показателей" (ТЭП) – это не автоматизированная информационная система, в классическом понимании. Это единое многофункциональное "окно", предоставляющее доступ к основным оперативным (и не только) данным, отражающим состояние эксплуатационной обстановки на полигоне Приволжской железной дороге. Данная информация необходима, в первую очередь, руководителям регионального, территориального и линейного уровней управления, связанных с перевозочным процессом. В условиях эксплуатации на полигоне дороги более 200 автоматизированных систем, ТЭП позволяет быстро, в режиме реального времени предоставить руководителям на всех уровнях управления исчерпывающую информацию о текущем состоянии ключевых показателей деятельности для принятия сбалансированных управленческих решений.

О функционале системы можно рассказывать очень долго, но я бы хотел остановиться на самом главном. Табло эксплуатационных показателей отображает динамически меняющуюся информацию, необходимую для контроля поездной ситуации, состояния объектов и устройств инфраструктуры, оперативного анализа показателей качества работы, планирования эксплуатации локомотивного парка и многого другого. В частности, в нашем едином "окне" можно увидеть все данные о погрузке, выгрузке, длине пассажирских и грузовых составов, информацию о приёме и сдаче вагонов по стыкам и самые разнообразные сведения, вплоть до отдельно взятого локомотива или машиниста. При этом мы не изобрели ничего нового, а просто добавили в единое "окно" данные из автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП) и ещё из ряда других АСУ.

– Кто вдохновил приволжан на создание единого "окна"?

– Изначально информационная среда, заложенная в основу нашего ТЭПа, носила узкоспециализированный характер и предназначалось исключительно для представителей движенческого аппарата магистралей и первых заместителей начальников железных дорог. Но буквально три года назад Сергей Анварович Альмеев, будучи тогда ещё первым заместителем начальника Северной железной дороги, предложил создать многофункциональную автоматизированную систему, взяв за основу "Табло эксплуатационных показателей". С тех пор функционал системы постоянно расширялся. Когда Сергей Анварович стал начальником Приволжской железной дороги, аналогичная работа активизировалась и у нас. Мы, образно выражаясь, заново открыли для себя единое "окно" ТЭПа и всего за 2,5 месяца нашим специалистам удалось значительно расширить как функциональный состав данных, так и функциональный вектор их применения на всех уровнях управления.

– Какую пользу получили приволжане от данного нововведения?

– Приведу простой пример. Иногда, чтобы проанализировать ту или иную ситуацию, руководителям приходилось одновременно запускать несколько АСУ, собирая тем самым на своём рабочем столе целую "гирлянду" из открытых "окон" со всевозможными данными. Уникальность нашего "Табло эксплуатационных показателей" заключается в том, что зайдя в него, пользователи получают доступ сразу ко всем необходимым автоматизированным системам и источникам информации, которые используются при формировании аналитических материалов и не только. Это очень удобно! Ведь всё, что необходимо руководителям для принятия управленческих решений по обеспечению единого перевозочного процесса, теперь можно найти в одном "окне".

– ТЭП Приволжской железной дороги чем-то отличаться от ТЭПа Северной магистрали?

– За основу был взят опыт коллег с Северной железной дороги. Но со временем наша версия единого "окна" обзавелась рядом уникальных особенностей. Например, появились такие разделы, как режим чрезвычайных ситуаций и он-лайн прогноз погоды. И теперь, зайдя в единое "окно", в режиме реального времени (в ежечасном диапазоне) можно узнавать данные о температуре воздуха и рельса на перегонах и станциях Приволжской магистрали. Это нововведение уже получило положительный отклик со стороны специалистов, управляющих содержанием инфраструктуры.

Другие новые разделы нашего продукта посвящены социальному блоку, инженерной деятельности и всему, что с ней связано. В них имеется доступ к совокупности информационных систем, которыми привыкли пользоваться инженеры и специалисты службы управления персоналом. Кстати, по наполняемости этих порталов информацией, мы даже опередили наших коллег с Северной магистрали. Отдельные большие разделы посвящены локомотивному парку и локомотивным бригадам, подготовке к работе в зимний период, а также ключевым показателям деятельности железнодорожников с разбивкой по регионам, дирекциям и линейным подразделениям. Кстати, последний раздел – исключительно наша разработка, которая в скором времени будет тиражирована по всей сети.

В едином "окне", которое по своей сути является полноценной многофункциональной панелью управления, собрана колоссальная по своим объёмам информация. Другое дело, что на данном этапе своего развития ТЭП – это не управляющая система, а информационно-аналитическая. Но если заложить в неё алгоритмы логики разработки вариантов управленческих решений, то в едином "окне" может появиться режим "управляющей подсказки", который хоть пока и не заменит живого человека, носущественно упростит егоработу по принятию грамотных, с точки зрения нормативных документов, решений.

Прообразом данного режима можно считать один из разделов нашего программно-технического комплекса, посвящённый работе в чрезвычайных ситуациях. Когда на железной дороге случается что-то непредвиденное, будь-то сход подвижного состава или какое-нибудь стихийное бедствие, руководитель может просто кликнуть на соответствующий раздел ТЭПа и получить определённый набор выписок, схем, распоряжений и прочих нормативных документов ОАО "РЖД", в которых чётко прописан алгоритм действий железнодорожников при ликвидации последствий любого транспортного происшествия или ЧС.

– Если не секрет, расскажите о планах по дальнейшему развитию функционала единого "окна"?

– Планов у нас очень много! В частности, по развитию раздела, направленного на мониторинг ключевых показателей деятельности, с помощью которых можно будет принимать объективные решения по премированию работников наиболее успешных структурных подразделений.

Также у нас есть идеи по дальнейшему совершенствованию разделов, посвящённых инженерной деятельности и безопасности движения поездов. Кроме того, наши специалисты активно работают над тем, чтобы в стартовом "окне" ТЭПа можно было увидеть динамику продвижения транзитного и местного вагонопотока в разрезе каждого диспетчерского участка дороги для моделирования оптимальных путей продвижения наиболее ценных корреспонденций вагонопотоков. Например, сидя в своём кабинете в Саратове, я с помощью компьютера могу наблюдать за тем, что в данную минуту происходит на Северной железной дороге.

– А что если в перспективе подобные единые "окна" появятся на всех железных дорогах?

– Подобные "окна" уже эксплуатируются на всей сети дорог, но в стандартной функциональности. А если задуматься о будущем, то технологии, о которых мы сегодня говорили, создают предпосылки для организации экстерриториальных центров управления перевозочной деятельностью в границах сразу нескольких железных дорог, что особенно актуально во времена развития полигонных технологий.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: единое многофункциональное "окно" информационного обеспечения – это первый, но не последний шаг на пути к переходу на более качественный уровень управления перевозками: от информационно-аналитического принципа к информационно-управляющему. Причём, с учётом полигонных технологий и экстерриториального принципа размещения центров управления.

Алексей Шмалей

Версия для печати
screenRenderTime=1