Публикации

19.10.2016Железнодорожник Поволжья

Иммунитет от технических ревизий

Наличие корпоративного сертификата соответствия даёт железнодорожникам целый ряд полезных бонусов

Лоещук

Не так давно на Приволжской железной дороге было введено Положение о корпоративной сертификационной деятельности по обеспечению гарантированной безопасности движения и надёжности перевозочного процесса. В этой связи во многих структурных подразделениях функциональных филиалов, действующих в границах Приволжской магистрали, была активизирована работа, направленная на получение сертификата соответствия. О том, зачем он нужен и за счёт чего на Приволжской формируется позитивное отношение к культуре безопасности движения, рассказывает главный ревизор по безопасности движения поездов Приволжской железной дороги Владимир Лоещук.

– Владимир Васильевич, с какой целью на дороге проводится работа по получению предприятиями корпоративных сертификатов соответствия?

– Правлением ОАО "РЖД" перед всей сетью была поставлена задача: позиционировать нашу компанию как самого надёжного перевозчика на рынке, обеспечив при этом формирование культуры безопасности у каждого сотрудника. В этой связи наша деятельность, направленная на предупреждение транспортных происшествий на железнодорожной инфраструктуре, равно как и на повышение ответственности каждого труженика Приволжской в этом важном деле, в текущем году вышла на новый виток развития.

Ведение корпоративной сертификационной деятельности происходит в целях вовлечения железнодорожников в работу по постоянному улучшению обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также стимулирования трудового коллектива к созданию эталонного предприятия. Это будет способствовать решению многих важных задач, в частности созданию условий для поэтапного перехода предприятия к деятельности, при которой в каждом производственном процессе и на каждом этапе жизненного цикла его продукции (услуг) будут гарантированно обеспечены качество и безопасность.

По итогам заявочной компании в 2016 году для участия в корпоративной сертификации были допущены восемь структурных подразделений функциональных филиалов: железнодорожная станция Волжский, эксплуатационное локомотивное депо Волгоград-Пассажирское, эксплуатационное вагонное депо Максим Горький, Пугачёвская дистанция пути, Петроввальская дистанция электроснабжения, Ершовская дистанция СЦБ, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, а также Саратовский региональный центр связи.

– А были такие предприятия, которые подавали заявки, но по каким-то причинам не прошли отбор?

– Разумеется, заявки на участие в корпоративной сертификации подавали и другие предприятия, однако, ввиду неготовности по ряду критериев, допуск получили только вышеназванные структурные подразделения.

После успешного прохождения стадии диагностических аудитов, всем допущенным предприятиям были даны мотивационные задания, выполнение которых позволит получить корпоративный сертификат соответствия. Мотивационные задания выдавались с целью улучшения определённых показателей, технологии работы и системы менеджмента безопасности движения. С тех пор, как это произошло, железная дорога и функциональные филиалы осуществляли мониторинг фактического улучшения критериев корпоративной сертификации, а также оказывали содействие предприятиям в их достижении. Выполненное мотивационное задание – это право предприятия на дальнейшее участие в корпоративной сертификации. Как показывает практика, выполнение мотивационного задания фактически гарантирует успешное прохождение сертификационных аудитов, а значит – даёт реальный шанс на получение сертификата соответствия, выдаваемого сроком на один год.

– Вы упомянули про диагностические и сертификационные аудиты… Чем они отличаются, и кто их будет проводить?

– Диагностические аудиты проводятся на предприятиях вскоре после одобрения заявок на участие в корпоративной сертификации, а сертификационные аудиты – спустя год, для проверки выполнения мотивационного задания и непосредственно перед получением сертификата соответствия. В этом месяце на Приволжской стартовали первые сертификационные аудиты.

Данные мероприятия проводятся группой аудита железной дороги, в которую входят представители служб управления персоналом, технической политики, технологической, региональных дирекций функциональных филиалов, а также аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов. В случае необходимости в данную группу могут быть привлечены представители органов управления соответствующих функциональных филиалов, которым подведомственны предприятия, подавшие заявки на участие в корпоративной сертификации. На Приволжской магистрали работу аудиторской группы курирует первый заместитель начальника дороги Владимир Леонидович Герус.

Все аудиты проводятся в соответствии с набором критериев, прописанных в контрольном листе соответствия. Получить сертификат можно будет в случае полного соответствия всем заданным критериям, а также при условии выполнения мотивационного задания.

– Какие преимущества даёт железнодорожникам и предприятию наличие сертификата соответствия?

– Во-первых, наличие сертификата будет удостоверять, что система менеджмента безопасности движения на данном предприятии соответствует всем критериям корпоративной сертификации. Во-вторых, при условии выполнения мотивационного задания за определённый период времени, работники предприятия, участвующего в корпоративной сертификации, получат денежное вознаграждение. Мотивация работников к постоянному улучшению состояния безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с положением о вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" за обеспечение безопасности движения. Соответственно, все бонусы, которые прописаны в данном документе, будут распространяться и на участников программы корпоративной сертификации. При этом размер премиальных выплат сотрудникам зависит от рейтинга их предприятия, определяемого отношением количества случаев нарушения безопасности движения к показателю, характеризующему приведённый объём работы оцениваемого структурного подразделения.

Есть и ещё одним стимул. Предприятия, получившие сертификат, исключаются из плана технических ревизий и проверок обеспечения безопасности движения поездов на срок действия документа. Другими словами, наши ревизоры будут посещать их только раз в год в составе аудиторской группы для проведения сертификационного аудита и выдачи сертификата на следующий год. Кроме того, успешное прохождение процедуры корпоративной сертификации учитывается при рассмотрении кандидатур работников и руководителей соответствующих структурных подразделений на представление к поощрению корпоративными наградами.

– Может ли предприятие лишиться своего сертификата раньше указанного в нём срока?

– Разумеется, в случае невыполнения структурным подразделением заданных целевых показателей по безопасности, сертификат подлежит изъятию. Кроме того, лишиться документа досрочно можно в случае отнесения на ответственность структурного подразделения транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Наличие критических несоответствий, установленных в ходе диагностического аудита может запустить процедуру изъятия сертификата только в том случае, если выявленные замечания невозможно устранить в ходе проведения аудита.

В случае изъятия сертификата назначается внеплановая техническая ревизия данного структурного подразделения силами ревизорского аппарата дороги. Но я хочу подчеркнуть, что изъятие сертификата не лишает предприятия права на дальнейшее участие в корпоративной сертификации в период ближайшей заявочной компании. Кстати, заявочная компания на корпоративную сертификацию 2017 года на Приволжской железной дороге объявлена с 1 октября по 15 декабря.

– Кто и как может оформить заявку на участие в корпоративной сертификации?

– Корпоративная сертификация – это добровольное дело. Вообще, добровольность – один из её основных принципов. Сотрудники предприятий вправе принимать самостоятельное решение о подаче заявки на участие в программе, основываясь на самостоятельной оценке фактически достигнутых значений её критериев базовым требованиям, возможности их улучшения, а также желании создать систему управления безопасностью и надёжностью перевозочного процесса, соответствующую корпоративным требованиям.

Оформить заявку может любое структурное подразделение функционального филиала, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением безопасности движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта. Сначала заявка согласуется с соответствующим функциональным филиалом, а затем, вместе с отчётом о проведении внутреннего аудита и контрольным листом оценки функционирования системы менеджмента безопасности, направляется в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов. Затем мы принимаем решение о включении заявителя в число участников корпоративной сертификации.

В перспективе мы будем стремиться к тому, чтобы число подразделений-обладателей корпоративных сертификатов с каждым годом увеличивалось и все железнодорожники стремились сделать свои предприятия эталонными с точки зрения обеспечения безопасности. Ведь чем больше на Приволжской железной дороге будет таких подразделений, тем меньше нежелательных событий по безопасности мы получим в итоге. А значит, та задача, о которой я говорил в самом начале нашего разговора, будет выполнена!

Ещё хочу отметить, что корпоративная сертификация не заменяет собой мероприятия и нормативные документы ОАО "РЖД", регулирующие вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а только дополняет их.

– Ну и напоследок: какие мероприятия в 2016 году проводились на Приволжской для формирования и развития позитивного отношения железнодорожников к культуре безопасности движения?

– С начала года, благодаря нашей совместной работе со специалистами службы управления персоналом и центра оценки мониторинга персонала и молодёжной политики, на Приволжской железной дороге было реализовано большое количество мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения работников к вопросам безопасности. Это и конкурс "Я – профессионал", охвативший несколько сотен железнодорожников со всех регионов Приволжской, и Форум рабочей молодёжи "Безопасность начинается с меня", проводившийся с целью вовлечения молодых работников в процесс реализации приоритетных задач в области безопасности движения и надёжности перевозочного процесса, и ряд других мероприятий.

При методическом содействии и поддержке ревизорского аппарата, кадровый блок Приволжской железной дороги поставил перед собой задачу по трансляции Культуры безопасности и системы менеджмента качества. В этой связи на дороге был утверждён график проведения встреч для повышения эффективности разъяснительной работы в трудовых коллективах предприятий железнодорожных узлов на 2016 год. С начала года встречи с трудовыми коллективами были проведены на Саратовском, Ершовском, Сенновском, Максимгорьковском, Волгоградском, Астраханском, Аткарском, Анисовском и Петроввальском железнодорожных узлах. В них приняли участие более тысячи человек. До конца года подобные встречи запланировано провести ещё на трёх узлах. В следующем году работа в этом направлении продолжится.

Алексей Шмалей

Версия для печати
screenRenderTime=1