Публикации

10.12.2015Гудок

Потребность в развитии возрастает

Резерв пропускной способности станции Саратов-1 заканчивается. Сегодня это единственное барьерное место направления Сызрань – Им.Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая – Краснодар. Модернизация станции необходима для пропуска прогнозируемого транзитного грузопотока.

Прогнозами ОАО "Институт экономики и развития транспорта" подтверждено увеличение к 2025 году транзитных грузопотоков из Урала, Сибири и Казахстана в порты Азово-Черноморского бассейна на 69%.

ОАО "РЖД" проведена колоссальная работа по увеличению пропускной способности данного транзитного коридора.

Построены вторые пути и произведена электрификация на участке от станции Сызрань до станции Сенная, построены вторые пути на участке Саратов – Волгоград, на всём полигоне развиваются станции с учётом удлинения приёмо-отправочных и сортировочных путей. В настоящее время ведётся строительство вторых путей на участке от станции Им. Максима Горького до станции Котельниково и далее от станции Сальск до станции Тихорецкая, начаты работы по строительству обхода Краснодарского узла. Этими же мероприятиями предусматривалось и строительство обхода Саратовского узла. Однако в настоящее время в связи с отсутствием финансирования реализация данного проекта отнесена за пределы 2030 года.

Но уже сегодня резерв пропускной способности станции Саратов-1 до её полной, стопроцентной загрузки составляет всего четыре пары грузовых поездов с сутки. С учётом перспективы увеличения размеров движения станция Саратов-1 останется единственным барьерным местом на всём направлении Сызрань – Им. Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая – Краснодар, которое не позволит обеспечить эффективную окупаемость средств, затраченных на модернизацию направления. Начиная с 2002 года ОАО "РЖД" вложило в него более 85 млрд руб.

Учитывая отсутствие финансирования такого крупного проекта, как строительство обхода Саратовского узла, выходом из сложившейся ситуации может стать ряд первоочередных мероприятий по снятию части ограничений, которые предусматривались проектом. А именно переустройство горловины станции с учётом укладки дополнительных съездов и переносом светофоров. Оптимизация технологии работы станции при условии переноса дислокации служебно-технических вагонов на станцию Саратов-2, выноса экипировки воинских эшелонов на соседние станции.

Всё это позволит увеличить резерв пропускной способности станции Саратов-1 с четырёх пар грузовых поездов в сутки до десяти.

Учитывая, что строительство обхода Саратовского узла отнесено на долгосрочную перспективу, сегодня как никогда важно реализовать эти первоочередные меры. Тем более что доля их стоимости составит всего 0,35% от затрат уже реализованных мероприятий на полигоне от Сызрани до Краснодара. К сожалению, даже эти средства не предусмотрены среднесрочной инвестиционной программой ОАО "РЖД".

Вячеслав Шатохин, начальник службы технической политики Приволжской железной дороги

Версия для печати
screenRenderTime=3