Публикации

30.11.2015Железнодорожник Поволжья

В авангарде реформ

ЛыткинСлужба корпоративного управления и реализации стратегии на дороге появилась ровно полгода назад, в мае. За столь небольшой по меркам стальных магистралей срок сотрудникам нового подразделения удалось проделать немало полезной работы и накопить бесценный опыт, который сегодня востребован не только в границах Приволжской магистрали, но и на всей сети. Подробнее о работе службы и первых достижениях дорожной газете рассказывает начальник службы корпоративного управления и реализации стратегии Игорь Лыткин.

– Игорь Александрович, какие задачи сегодня стоят перед вашим подразделением?

– Задач у нас много, но я хотел бы рассказать о самой главной – координации работы подразделений органа управления железной дороги, региональных подразделений функциональных филиалов, а также дочерних и зависимых обществ, осуществляющих свою деятельность в границах Приволжской магистрали.

Сейчас мы завершаем организационный этап, связанный с разработкой модели управления на региональном уровне, включая построение модели управления РЦКУ как органа управления, который во главе с начальником дороги координирует планы и деятельность подразделений для повышения эффективности, достижения наиболее значимых и весомых результатов.

Другая задача – это внедрение инструментов управления, необходимых для реализации утверждённой стратегии развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года, и непосредственное участие в формировании Бережливой производственной системы ОАО "РЖД". Пожалуй, здесь можно даже говорить об изменении мышления персонала, в первую очередь руководящего. Производственная система требует мыслить по-новому, серьёзнее и качественнее анализировать данные, устанавливать амбициозные задачи, вовлекать работников в процессы улучшений.

– Словосочетание "бережливое производство" впервые появилось на страницах нашей газеты ещё в 2011 году. Почему в таком случае вы говорите о бережливой производственной системе как о какой-то новации?

– Дело в том, что бережливое производство и бережливая производственная система – два совершенно разных понятиях, хотя и связанных друг с другом.

Бережливое производство – это набор инструментов, растиражированных по всей сети для поиска и ликвидации непроизводительных потерь как в основном процессе, перевозочном, так и во всех остальных процессах, с ним связанных. Перевозочный процесс не единственный, есть множество сопутствующих – обеспечивающих и вспомогательных процессов, к которым далеко не всегда применимы инструменты бережливого производства.

Бережливая производственная система, или БПС, – это целая управленческая платформа, совокупность современных методов управления, направленная на повышение эффективности деятельности. И одной из нескольких составляющих Бережливой производственной системы, понимание которой пока складывается на уровне всего холдинга, как раз является бережливое производство.

Чтобы мы могли мониторить программу повышения эффективности, на полигоне дороге было создано три уровня проектных офисов. Первый уровень – линейный, второй – уровень бизнес-блоков и безблоковых подразделений, и, наконец, третий – региональный уровень. Его лично курирует первый заместитель начальника Приволжской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Ринат Бахтеев.

– Как железнодорожники Приволжской магистрали отнеслись к очередному преобразованию?

– В целом положительно. На нашей дороге первый шаг от бережливого производства к бережливой производственной системе был сделан этим летом, когда в качестве пилотных подразделений для внедрения инновации были определены участок КР-1 рельсовых автобусов и колёсно-роликовое отделение моторвагонного депо Анисовка. Кстати, "пилотным" могло стать любое другое подразделение. Руководство Приволжской дирекции моторвагонного подвижного состава просто оказалось в числе добровольцев, вызвавшихся изучать инструменты бережливой производственной системы. Здесь сработало правило "первой поднятой руки".

В процессе обучения персонала использовались методические материалы, презентации и справочники, разработанные сотрудниками службы корпоративного управления и реализации стратегии. Изучение основных инструментов бережливой производственной системы на пилотных участках завершилось в октябре на итоговом тестировании.

– Понятно, что с тех пор прошёл всего месяц, но всё-таки, сейчас уже можно говорить о каких-то результатах?

– Участники состоявшейся недавно сетевой школы, проходившей в стенах моторвагонного депо Анисовка, отметили высокую эффективность участков производства, где внедряется инструментарий БПС.

На пилотных участках были определены ключевые показатели эффективности для депо с их декомпозицией до уровня мастеров участков. Для ежедневного мониторинга показателей при проведении ежесменных собраний с рабочими на каждом пилотном участке используется стенд ключевых показателей эффективности.

Ещё одно нововведение – регламент проведения ежесменных собраний с рабочими, на которых обсуждаются технологические вопросы, проблемы охраны труда, качества, культуры производства и, конечно, предложения сотрудников по его совершенствованию. В настоящий момент на предприятии разработано более 20 стандартных операционных процедур. С момента запуска "пилота" реализовано пять проектов с экономическим эффектом. Словом, несмотря на то, что многое ещё предстоит сделать, наша система уже успела доказать свою эффективность.

Было принято решение, что со следующего года БПС будет внедряться и на других производственных участках моторвагонного депо Анисовка и не только. По мере вовлечения новых структурных подразделений мы планируем практиковать дистанционное обучение персонала в режиме онлайн. Правда, здесь многое будет зависеть от наших коллег из Главного вычислительного центра ОАО "РЖД".

Что же касается анисовских железнодорожников, что их опыт в деле освоения БПС сегодня изучается на всей сети. И это не единственный случай, когда наши наработки оказались востребованы на соседних магистралях.

– Не могли бы вы привести конкретные примеры?

– В этом году под контролем нашей службы в аппарате управления Приволжской железной дороги состоялось внедрение системы "5С в офисе". "Пилотами" стали восемь подразделений, включая наше. Кстати, Саратовская дирекция связи, сотрудники которой также привели свои рабочие места к стандарту 5С, присоединились к "первопроходцам", не дожидаясь приказа сверху, так как смогли сами оценить полезность этого начинания. И не только они! Вслед за аппаратом управления нашей дороги к проекту "5С в офисе" подключилась вся сеть. Сейчас на Приволжской магистрали началась вторая волна его реализации, присоединяются всё новые и новые подразделения.

Стоит упомянуть про развитие системы подачи предложений "4И", которая реализуется на Приволжской железной дороге в качестве пилотного проекта и в случае успеха будет тиражироваться на всю страну. Наша служба совместно с НТП занимается мониторингом этого направления деятельности. Сотрудники НУРС разработали порядок работы в системе "4И", а затем и порядок мотивации, подразумевающий целый ряд поощрений за плодотворную работу в системе подачи предложений. Кстати, в этой связи на дороге был объявлен конкурс "Улучшай! Всё в твоих руках!". Награждение победителей состоится в декабре – январе.

– Игорь Александрович, сегодня на Приволжской магистрали, также с подачи вашего подразделения, реализуется ещё одно нововведение – система управления рисками. Каких результатов удалось добиться на этом направлении?

– Данная система отрабатывается уже третий месяц, правда, пока только в Саратовской дирекции связи, которая является "пилотом". Для нас это совершенно новое направление деятельности. Мы находимся в самом начале пути, хотя уже есть много наработок по данной теме.

В результате внедрения системы управления рисками в Саратовской дирекции связи появился сводный реестр – электронный документ, содержащий информацию о выявленных рисках, присвоенных им рейтингах, датах последующих мониторингов и, что самое важное, список мероприятий, нацеленных на предотвращение риска или на минимизацию возможных последствий.

– Согласно штатному расписанию, в службе НУРС, включая вас, работает девять сотрудников. Как такому относительно небольшому коллективу удаётся справляться со столь масштабными задачами? В первую очередь я имею ввиду реализацию стратегии ОАО "РЖД".

– В одиночку службе корпоративного управления и реализации стратегии справиться с такими грандиозными задачами было бы не под силу: они являются общими для всех. Благо, что на Приволжской магистрали сегодня трудится много работников в возрасте до 35 лет, а молодёжь, как известно, отличается высокой инициативностью и стремлением к новациям. Поэтому я не сомневаюсь, что реализуемые нами мероприятия позволят решить все задачи, поставленные компанией, внести свой вклад в достижение стратегических целей холдинга и обеспечить переход на новые принципы работы и управления. И я призываю всех железнодорожников участвовать в этом процессе.

Алексей Шмалей

Версия для печати
screenRenderTime=1