Публикации

27.11.2015Железнодорожник Поволжья

Обучать и поощрять

97 работников Приволжской дороги освоили науку улучшения технологий

СмородинНа каждой дороге есть свои секреты, своя история применения идеологии и философии бережливого производства. Об этом беседуем с главным инженером Приволжской железной дороги Александром Смородиным.

– Александр Николаевич, какие результаты были достигнуты на Приволжской дороге за последние два года при реализации проекта "Бережливое производство"?

– Общей целью проекта "Бережливое производство" (БП) на полигоне дороги остаётся последовательное выявление, сокращение и устранение потерь, не приводящих к созданию ценности в подразделениях. Мы участвуем в данном проекте начиная с 2011 года. И с тех пор количество предприятий, которые в нём участвуют, неуклонно растёт: если сначала было всего 10 предприятий, то в 2015 году их стало уже 88. По итогам 2014 года было реализовано 252 проекта улучшений с суммарным экономическим эффектом 45,8 млн руб. Обучены методам БП 97 работников полигона дороги. Проведено 2136 технических занятий.

– Какие задачи в этой сфере сегодня стоят на дороге?

– В этом году поставлена задача реализовать не менее 260 проектов. Помимо этого, пройдут обучение 125 работников предприятий. Мы планируем в текущем году применить инструменты БП к 2700 рабочим местам, получить экономический эффект не менее 47 млн руб. В конце июля 2015 года были подведены итоги за первое полугодие. Реализовано и находится в работе 275 проектов, экономический эффект от которых составил свыше 20 млн руб. В тройку лидеров по данному показателю вошли: Дирекция тяги (7,965 млн руб.), Дирекция моторвагонного подвижного состава (3,885 млн руб.), Дирекция управления движением (2,654 млн руб.). Наибольшее количество проектов реализовано в хозяйстве автоматики и телемеханики, дирекции аварийно-восстановительных средств, службы пути. На полигоне дороги обучение прошли 49 работников, проведено 1350 технических занятий. Кроме того, по результатам первого полугодия дорога в рейтинге по сети заняла третье место по внедрению технологий БП.

– А как ведётся работа в области реализации межфункциональных проектов?

– Одним из приоритетных направлений деятельности на 2015 год остаётся работа, направленная на реализацию таких проектов. Они оказывают большое влияние на снижение потерь и повышение доходов от организации перевозочной деятельности. В 2014 году доля улучшений составила порядка 25% от общего экономического эффекта. За первое полугодие текущего года реализовано восемь проектов, большая часть которых приходится на Дирекцию управления движением. В стадии реализации находятся ещё 15 проектов.

– Внедрение инструментов БП на дороге идёт не первый год, и на сегодняшний день достигнуты положительные результаты в этом направлении, однако, как известно, существует и ряд сложностей, возникающих при реализации проектов улучшений. Расскажите о них?

– Концепция БП набирает всё большую популярность не только в ОАО "РЖД", но и в других отраслях промышленности России. Мы заинтересованы в снижении издержек, повышении производительности и улучшении показателей по качеству. Иногда внедрение новых производственных систем встречает сопротивление или непонимание со стороны персонала компании. Существует несколько аспектов, которые влияют на реализацию проекта. Один из них – это лидерство, то есть эффективность организации зависит и определяется эффективностью руководителя.

– То есть всё начинается с руководителя подразделения?

– Именно так – сначала он, потом предприятие. Прежде всего его личное видение перспектив и высокая планка требований к себе и окружающим, поддержка и контроль, постановка амбициозных задач. Ни для кого не секрет, что рядовые сотрудники намного охотнее идут за тем руководителем, кто эффективен и считается хорошим специалистом, поэтому очень велика роль руководителей всех уровней в реализации проекта. Также одной из сложностей является, как ни банально это звучит, непонимание концепции БП. Причём непонимание как руководителями, так и рядовым персоналом. В этой связи важной задачей становится обучение персонала инструментам БП и методам их применения. Зачастую на предприятиях с энтузиазмом внедряют инструменты БП, но без понимания, для чего это внедрение необходимо. Руководитель предприятия должен объяснять сотрудникам важность внедрения таких технологий: что не только упадут издержки, но и сама компания будет более конкурентоспособной на рынке и т.д. Необходимо говорить и о том, что после внедрения данных инструментов рабочий будет меньше "напрягать спину", снизится риск получения травмы, работать станет удобнее и т.д. И в итоге мы получим поддержку со стороны персонала, что является самым ценным при внедрении данных инструментов.

– Значит, поддержка рядового персонала важна для реализации проекта наряду с проявлением лидерства руководителей предприятий?

– Да, несомненно. Поддержка внедрения таких технологий со стороны рядового персонала, или, другими словами, вовлечение сотрудников в БП, – краеугольный камень успешной реализации проекта. Вовлечённость базируется на уровне информированности о событиях и планах компании, на возможности влияния любого сотрудника на процесс производства, на возможности быть услышанным. Ведь источник повышения производительности – это люди, увлечённые своей работой, мотивированные, имеющие ресурсы для её выполнения и достойно оплачиваемые. Вовлечённость каждого сотрудника в работу, признание вклада каждого сотрудника, признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха предприятия – вот источник повышения производительности. Это тот источник, который позволяет повысить её не постепенно, а в разы. В этом направлении на полигоне дороги развёрнута работа информационной Системы "4И" (информационный инкубатор инновационных идей), которая позволяет рядовым сотрудникам линейных предприятий подавать свои предложения по улучшению работы предприятия и быть уверенными, что они будут рассмотрены на всех уровнях управления, а лучшие из них будут реализованы. Так, за 2015 год уже подано порядка 5000 предложений по улучшению, и более 1800 из них приняты к реализации.

– А не ведёт ли внедрение технологий БП к сокращению рабочих мест, ведь такой факт может "тормозить" развитие проекта?

– "Бережливое производство" не подразумевает обязательное сокращение рабочих мест. На любом предприятии есть "неравномерность", кто-то загружен или даже перегружен, кто-то недогружен. Концепция "Бережливого производства" – не сокращение персонала, а перераспределение ресурсов.

– Как мотивируются участники проектов БП?

– Стоит отметить, что работников нашей дороги мы поощряем и львиная доля мотивации сотрудников в 2014 году выплачена из фонда начальника дороги. Так, за 2014–2015 годы выплачено порядка 1,5 млн руб. С другой стороны, руководство предприятий и подразделений нацелено на создание устойчивого баланса между материальной и нематериальной сторонами мотивации. Активных участников программы бережливого производства награждают грамотами, публикуют о них материалы в дорожных газетах и находят иные способы отметить их труд и энтузиазм.

Инга Быкова

Версия для печати
screenRenderTime=1